На самоизоляции люди вынуждены покупать дешевые продукты
С 30 марта по 12 мая россияне вынуждено жили в условиях карантинных мероприятий в связи с распространением коронавирусной инфекции и ростом количества заболевших. Почти 6 недель не работали предприятия малого и среднего бизнеса, приостановили работу крупные промышленные гиганты за исключением производств с непрерывным циклом. Работодатели перевели часть сотрудников на удаленный режим работы. Многие россияне остались без работы или были вынуждены уйти в бесплатные отпуска до «лучших времен».
Как самоизоляция повлияла на торговлю
В первые дни после объявления режима повышенной готовности ритейлеры (оптовые продавцы и торговые сети) отметили пиковый рост продаж продуктов питания. Затем в течение недели спрос выровнялся и остается стабильным до настоящего времени. За апрель и первую декаду мая объем товарооборота крупнейших торговых сетей увеличился на 20%. Однако эксперты заметили особенность: прирост произошел за счет приобретения более дешевых продуктов, которые выпускаются под брендом (торговой маркой) супермаркета/ритейлера.
Резко изменилась структура потребительских настроений покупателей. С января–февраля этого года на 35–40% упали продажи наборов здоровой еды и продуктов для ЗОЖников. На 80% сократилось потребление готовых блюд, которые продавались в отделах кулинарии. Часть супермаркетов вынуждена закрывать отделы, сокращать сотрудников (продавцов, пекарей, поваров) или переводить на другие виды работ. Объем продаж свежих овощей, фруктов упал на 40–65%, в зависимости от региона.
Что стали покупать меньше
Эксперты АКОРТ (Ассоциации компаний розничной торговли) проанализировали статистические данные и пришли к таким выводам:
- Сокращение доходов россиян повлекло падение спроса на дорогостоящие продукты питания. Жители страны все чаще отдают предпочтение более дешевым аналогам одной и той же группы товаров.
- Средняя цена чека на кассе упала в 1,5–2 раза.
- Изменились предпочтения покупателей. Они отдают преимущество продуктам, которыми «можно наесться», а не полакомиться.
- Элитные сорта алкоголя, дорогие мясные изделия, сыры потеряли до 20–25% потребителей. Более низкий процент падения аналитики объясняют наличием прослойки граждан, чьи финансовые накопления не пострадали от коронавируса, и они могут не переживать по поводу экономического кризиса.
Специалисты центра прогнозирования Unusual Concepts высказали мнение, что негативные тенденции уменьшатся к лету 2020 года. Ситуация с падением спроса на дорогие продукты питания останется стабильной до середины следующего года. После завершения пандемии и преодоления экономического кризиса покупатели вернутся к привычной модели поведения.
Статья обновлена: 19.05.2020